——— Родионов Юрий Сергеевич ———

Родионов Юрий Сергеевич

1926 года рождения, уроженец с. Колывань.

Из воспоминаний Юрия Сергеевича Родионова: «Настал 1941 год. Я закончил 6 классов - 23 июня все мы мальчишки, пришли в школу за книжками, тетрадками и не знали, что уже где-то идет война. Сельский совет стал рассылать повестки для призыва в военкомат. Так прошло лето. Первого сентября все ученики пришли в школу. Нам, мальчишкам, по 15 лет, мы пошли в седьмой класс. Какое нам было учение, когда немец рвался к Москве. Взрослых мужчин почти всех призвали в зиму 1941-1942 года. Так мы проучились две весны. Весной 1942 года очень много пришло извещений о гибели односельчан, и в том числе и моего отца. Мы бросили школу, пошли работать в колхоз. Летом 1942 года оставшихся старших мужчин взяли в армию, а война все не кончается. Немец рвется к Волге. Мы, шестнадцатилетние мальчишки и девушки, пошли на курсы трактористов и комбайнеров. Стали работать. Надо было пахать землю и убирать урожай - все для победы! Наступил 1943 год. До победы еще очень долго. Еще и конца не было видно. Фронт требовал все новых и новых пополнений. Старших возрастов уже не было в запасе и райвоенкомат стал призывать 17-летних до половины 1943 года.

Некоторым из мальчишек исполнилось 17 лет во второй половине 1943 года. Их стали призывать 18 ноября и направляли на курсы шоферов, которые были организованы при Чапаевском районном военкомате. Проучившиеся три месяца при военкомате были направлены в 21 автополк. Он располагался недалеко от с. Переволоки, где еще доучивались до первого мая 1944 года. Прошел эту учебу и я. Первого мая нашему полку было вручено боевое Красное Знамя, а мы приняли присягу. Через две недели наш полк был отправлен на фронт, где получил боевую технику. Я получил американскую автомашину «Додж», а на прицепе к ней 76-миллиметровое противотанковое орудие. Наш отдельный полк был придан 1-му Украинскому фронту. Первое боевое крещение я получил при освобождении ст. Рава-Русская, г. Львов. После освобождения Западной Украины в составе войск 1 Украинского фронта перешли советско-польскую границу и вступили на территорию Польши. Затем, форсировав реки Сан и Вислу, вышли на Сандомирский плацдарм.

Ночью 19 августа 1944 года нас подняли по тревоге. Построив наш отдельный артиллерийский полк, командир полка зачитал нам приказ: удержать плацдарм до прихода танкового соединения. Нам был предан 173 артиллерийский полк. Ночью мы заняли исходные позиции. Артиллеристы и пехота окопались, как смогли. А шоферы, оцепив орудия на позициях, отогнали свои машины метров на 40-50 и, как смогли, замаскировали их. Дальше отгонять машины от позиций нельзя, вдруг поступит приказ артиллеристам поменять позиции. Чтобы не сидеть без дела, мы, водители, стали открывать ящики со снарядами и подносить их к орудиям.  Помню, как 20 августа, как только солнце стало всходить, немецкие танки начали атаку на наши позиции. Во время боя все смешалось. Пыль стояла такая, что солнечный диск не было видно. Первые атаки немцев были отбиты, у нас появились первые убитые и раненые. Не успела осесть пыль после первых атак, как немцы вновь бросили в атаку тяжелые немецкие танки «Тигр». Сколько длилась эта атака сказать трудно.  Тут вскоре я был ранен. Упал и больше не вставал. Очнулся уже в медсанбате. В палате было много раненых. И первое, что пришло нам на ум, спросил, удержали наши плацдарм или нет?  Приказ был выполнен, плацдарм удержали. Успели прийти на помощь танки, самоходные установки. Позже стало известно, что немцы прорвали кольцо окружения и соединились со своей группой, окруженной на Сандомирском плацдарме, но дальше успеха не имели. За участие в этом бою, наряду со всеми, я был награжден медалью «За отвагу». От полученной контузии я скоро пришел в себя. Рана на ноге, полученная в этом бою, оказалась небольшой. После излечения в медсанбате был направлен в свою часть, где прошел с боями всю Верхнюю Силезию и Померанию.

В Польше принимал участие в форсировании реки Одер. Освобождал город Оппельн. За это был награжден медалью «За боевые заслуги». Войну закончил в Бреслау.

7 мая 1945 года с утра штурмовые роты пехоты пошли в атаку. Наш дивизион поддерживал огнем из своих 76-мм орудий наступающих. И примерно во второй половине дня вдруг настала такая тишина…  Мы все бросились к машинам, так как ожидали приказа передислоцироваться на другие позиции. Ждем, а время как будто остановилось.

Сколько прошло времени, точно не знаю. Солдаты пехоты ходят и говорят нам: «Вылезайте из машин, смотрите, что творится кругом». Все собрались вместе. Пехотинцы, артиллеристы, шоферы, даже танкисты откуда-то появились. Все смотрят вдоль улицы города, а там из каждого подвала, балкона появилось множество белых флагов. Немцы выходят из подвалов с поднятыми руками и кричат: «Гитлер, капут! Гитлер, капут!». Пехотинцы собирали их группами. Оружие немцы бросали тут же. Пленных направляли на сборный пункт. Вот так пришел конец войне. Затем был общий митинг и салют из всех видов оружия. А 8 мая в 24.00 был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

Но на Дальнем Востоке назревал новый очаг войны – с Японией. Некоторые части Первого Украинского фронта стали грузиться в эшелоны и отправляться на Восток. Нашу часть решили расформировать. Старшие возраста отправили по домам, а нас, молодежь, собрали на переформировку.

Меня направили в г. Могилев. Мы стали обслуживать 33-ю воздушную армию. Она была также перебазирована на Дальний Восток. Нас погрузили в эшелоны и по железной дороге повезли туда. Известие об окончании войны с Японией застало нас в пути. Однако мы прибыли на Дальний Восток... В августе 1947 года я прибыл в свое село Колывань и стал восстанавливать народное хозяйство».  

Награжден медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За боевые заслуги», «За отвагу», орденом Отечественной войны II степени.

Материалы из архива библиотеки с. Колывань м.р. Красноармейский Самарской области

Фото
Фото 1 Родионов Юрий Сергеевич, 1943 год
Фото 1 Родионов Юрий Сергеевич, 1943 год