Князев Николай Иванович
Родился 1 марта 1916 г. в д. Криволучье-Ивановка Красноармейского района. В возрасте 4-х лет пережил знаменитый голод Поволжья 1921-1922 гг. В 1930-е гг. у него появился интерес технике, т.к. на селе стали появляться первые трактора и грузовики. Выучился на водителя грузовой машины и работал на ней в колхозе до 1938 г. В 1938 г. призван в ряды Красной армии. Полгода он служил в автомобильном батальоне на Дальнем Востоке. В мае 1939 г. отличился в битве против японской дивизии на р. Халхин-Гол. Ездил на грузовике ГАЗ-АА («полуторка»).
В апреле 1941 г. был демобилизован и отправлен домой. В начале июля 1941 г. прямо в поле за механизаторами приехала «полуторка» от военкомата. Николай Иванович отправился на Западный фронт, под Смоленск. В 1942 г. Красная армия потерпела поражение в битве за Харьков. Целая батарея не могла покинуть поле боя – им не хватало горючего, чтобы вывезти технику и боеприпасы на военном транспорте. Тогда Николай Иванович сделал практически невозможное – на бензовозе провез цистерну горючего для батареи. За это он получил свой первый орден – орден Красной Звезды. Это было большой радостью для простого красноармейца – ведь тогда очень редко выдавали ордена солдатам, не имеющим звания. В сентябре 1943 г. во время освобождения Полтавы от немецких захватчиков авиабомба, сброшенная из вражеского самолета, угодила прямо в кузов машины, которой управлял на тот момент прадед. Он получил тяжелое ранение и был госпитализирован. Через месяц Н.И. Князева командировали домой. Это были единственные 30 дней за все 8 лет службы, когда он виделся с семьей. По возвращении его направили не в пехоту, а в специальную «трофейную» команду, которая ремонтировала и собирала в Германии немецкую технику и переправляла её в Советский Союз. В апреле 1945 г. участвовал в освобождении Вены. Дошел до Берлина.
После победы уже хотел отправиться домой, но не отправили. Его командир, узнав, где он начинал службу, отправил его на Дальний Восток. Николай Иванович позднее вспоминал, что когда проезжал по мосту через Волгу, он всплакнул. В августе 1945 г. он продолжил военную службу в Манчжурии. Его задача была прежняя – ремонтировать японскую технику и переправлять её в СССР. Хитрые японцы, когда уходили, старались всеми силами испортить собственные машины и техническое вооружение до такой степени, чтобы их потом невозможно было починить. Но нашим специалистам удалось восстановить порядка 30 машин и своим ходом (так как железная дорога была перегружена) перегнать их в Свердловск. А демобилизовали прадеда только в декабре 1946 г. Николай Иванович вернулся в родное с. Криволучье-Ивановка к жене и детям. Несмотря на пережитое, он не утратил жизненного оптимизма. Это мог подтвердить любой житель села, который, возможно, и не совсем хорошо знал Николая Ивановича как храброго бойца, но зато отлично знал его как первого и единственного на селе гармониста. Позже семья Князевых переехала в Чапаевск, где Николай Иванович работал снабженцем на заводе измерительных приборов. Умер 1 марта 1994 г.
Награды: орден Красной Звезды, орден Отечественной войны II степени, медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медаль «За боевые заслуги», медаль «За отвагу», медаль «За трудовую доблесть».
Информация сайта podvignaroda.ru: Старший сержант Князев Н.И. прибыл в действующую Красную армию 10 марта 1945 г. и отдает все силы для победы над врагом. Как старший автомеханик и слесарь, с 10 по 22 марта 1945 г. лично сам отремонтировал средним ремонтом: автомашин «Шевроле» - одну; автомашин «Виллис» - одну; двигателей «Студебеккер» - один; двигателей «Шевроле» - один. Не считаясь со временем отдыха, днем и ночью встречает и направляет автоколонны взвода на боевые задания. Тщательно их готовит к очередному рейсу. Благодаря его упорной и самоотверженной работе во взводе нет аварий и поломок автомашин, а также не было случаев вынужденных остановок по техническим неисправностям при выполнении боевых заданий командования. Личная дисциплина старшего сержанта Князева Н.И. отличная. Имеет 10 благодарностей от командования по приказу. Является одним из примерных в службе и работе среди сержантского состава батальона. Пользуется хорошим авторитетом среди личного состава взвода. За отличное выполнение заданий командования по обслуживанию и досрочному ремонту автомашин, за самоотверженный труд в работе старший сержант Князев Н.И. достоин правительственной награды – медали «За боевые заслуги» (наградной лист от 6.04.1945 г.).
Старший сержант Князев Н.И., работая старшим механиком взвода с февраля 1945 г. по настоящее время, на фронте борьбы с немецкими захватчиками и японскими империалистами проявил себя одним из способных, знающих свое дело ремонтников. Благодаря упорному труду добился того, что его взвод не имеет поломок и аварий и всегда готов выполнять боевые задания командования. Старший сержант Князев лично отремонтировал капитальным ремонтом 4 автомашины, средним 12 автомашин и профилактическим ремонтом 41 автомашину. Систематически помогает водителям в эксплуатации и ремонте автомашин. Благодаря самоотверженному труду, отдаваемому в дело победы над японскими милитаристами, старший сержант Князев Н.И. вдохновляет личный состав взвода на боевые подвиги. За своевременный, доброкачественный ремонт автомашин старший сержант Князев награжден медалью «За боевые заслуги». За досрочное выполнение ремонта автомашин, за содержание материальной части взвода в боевой готовности, успешное выполнение боевых заданий командования в борьбе с японскими милитаристами старший сержант Князев Н.И. достоин правительственной награды – ордена Красной Звезды (наградной лист от 2.09.1945 г.).
Информацию предоставил правнук, Князев Андрей Александрович