Брызгалов Иван Дмитриевич
Иван Брызгалов родился 19 апреля 1927 г. в селе Кирилловка Ставропольского района. Рассказывает внук ветерана: «В 1931 году отца Ивана Брызгалова раскулачили, семья уехала в Горький. Там они жили 2 года, потом уехали в Улан-Удэ, где жили до 1942 года. После школы Иван пошел учиться на машиниста. Родители снова вернулись в село Кирилловка, ему пришлось бросить учебу. Здесь работал прицепщиком, заправщиком. Выполняли любую работу, какую их просили сделать.
В 1944 году он подделывает документы (прибавил себе год) и приходит в военкомат, с просьбой отправить его на фронт. Так как Иван был высокий и крепкий парень, его сразу же отправляют в школу младших командиров. После трехмесячной учебы их отправляют на фронт. Он попадает в Румынию под Бухарест, в 64-й Краснознаменный Бухарестский полк. Он хотел попасть в танковые войска, но его отправили в автороту. Сначала был водителем на полуторке. Неопытному юноше-водителю приходилось тяжело. Под обстрелом врага, под свистом пуль, среди вражеских мин возили боеприпасы на фронт. На передовую везли боеприпасы, оттуда везли раненых. После освобождения Бухареста его направляют в артиллерийский полк. Они зацепили пушку к машине и таскали ее за собой. В первом же бою их рота подбила 11 немецких танков. После освобождения Румынии дед участвует в освобождении Болгарии. Затем снова попадает в автомобильный полк и с ним доходит до Праги и здесь они встречают победу.
Но война для деда не закончилась. Рузвельт попросил Сталина о помощи: Япония оккупировала Корею, Китай, Монголию. Автополк в июне 1945 года отправляют на Дальний Восток. Автоколонну, снаряженную боеприпасами, отправляют в Монголию. Преодолевать труднопроходимую пустыню Гоби водителям приходится очень трудно. Жара достигала 60 градусов, баранка раскаливалась как сковорода, песок и пыль набивались в глаза и рот. Многие не выдерживали этого испытания. А впереди была еще большая трудность - переход через горный хребет Большой Хинган. Их автоколонна была самой первой, проложившей путь через этот хребет. Они вышли к Китаю и внезапно напали на японцев. Это был первый бой с японцами за город Венелява. Затем были бои за города Салунь, Тянь-Шунь, Могдан. Снова начались «фронтовые будни», как называл их дед. Вот рассказ деда об одном из таких дней: «Со мной ехал старший лейтенант. В колонне мы ехали последними. Вдруг застрочил по машине пулемет. Выбили лобовое стекло, пробили кабину. Я выключил свет, но было уже поздно, лейтенант был убит. Я обогнал колонну и остановил ее. Сообщил, что лейтенант погиб, похоронили его здесь же. Так, в чужой стране, посреди фронтовой дороги осталась могила неизвестного солдата». Войска дошли до Желтого моря. Дедушка вспоминал: «2-го сентября над нами летит японский самолет. Наши зенитки начали его обстреливать. И тут нам сообщают, что летят капитулировать».
Так закончилась война и для деда. Но военная служба у него продолжалась еще 5 лет. Он помогал залечивать раны разрушенной стране, обучал молодежь военному делу. Домой он попал весной 1951 года. Дедушка был награжден орденом Отечественной войны II степени (1986 г.) и медалью «За победу над Японией». Участвовал в строительстве Волжской ГЭС. Иван Дмитриевич умер в 2013 году.
Фотографию военного периода передала Гольцина Лидия Васильевна, директор Кутулукского СДК Кинельского района Самарской области. Современная фотография и рассказ внука ветерана взяты из Галереи «Дорога Памяти»