Кутумов Иван Павлович
Родился в 1914 г. в п. Батраки Сызранского района Куйбышевской области. Окончил Оренбургское летное училище. Призван в РККА Сызранским РВК Куйбышевской области. Для прохождения военной службы был направлен в Ленинградскую область в 1937 г. Член ВКП(б) с 1939 г. Участвовал в Советско-финской войне 1939-1940 гг. Летом-осенью 1942 г. служил в звании лейтенант, в должности штурман самолета 455-го авиационного полка дальнего действия 36-й авиационной дивизии. С 28 августа 1943 г. служил в звании старший лейтенант, в должности инструктор радионавигации, заместитель штурмана 109-го авиационного полка дальнего действия Погиб при выполнении боевого задания 23 февраля 1944 г. Похоронен в д. Подужемье Кемского района Карело-Финской ССР. Перезахоронен в братской могиле в г. Кемь, где отмечен на мемориальной доске.
По рассказам непосредственного участника событий: при выполнении боевого задания самолет капитана Кутумова И.П. был подбит, после чего он приказал второму пилоту катапультироваться, а сам пытался спасти самолет. Вовремя катапультироваться не смог и разбился, парашют не успел раскрыться.
Награды: медаль "За оборону Сталинграда", орден Красной Звезды, орден Красного Знамени (дважды).
Наградные листы:
Делу партии Ленина-Сталина и Социалистической Родине предан. Дисциплинирован. Пользуется деловым авторитетом среди товарищей и подчиненных. Тов. Кутумов прибыл в часть в мае 1942 г., материальную часть стрелкового и бомбардировочного вооружения знает отлично. Летает в любых условиях дня и ночи. Участвует на фронте борьбы с германским фашизмом с 12 июля 1941 г. За период с 26 июля 1942 г. тов. Кутумов в составе экипажа летчика, младшего лейтенанта Шевелева произвел 29 боевых вылетов ночью. Летал на уничтожение материальной части самолетов и разрушения аэродромов противника Новое Село, Вязьма, по уничтожению железнодорожных эшелонов, разрушению железнодорожных путей и станций Ржев, Орел и переднему краю линии фронта противника на уничтожение живой силы и техники. Все боевые задания выполняет отлично, точно приходит на цель в любых условиях и поражает ее, что подтверждают последующие экипажи. За успешное выполнение боевых заданий командования в борьбе против германского фашизма и проявленное при этом мужество и отвагу представляю тов. Кутумова к правительственной награде – ордену Красной Звезды (наградной лист от 3.09.1942 г.).
Тов. Кутумов участвует на фронте борьбы с германским фашизмом с 22 июня 1942 г. За этот период в составе экипажа летчика лейтенанта Шевелева, стрелка-радиста сержанта Бондарец и воздушного стрелка старшины Козлова произвел 101 боевой вылет ночью в составе авиации дальнего действия. За успешное выполнение боевых заданий командования награжден орденом Красной Звезды. После правительственной награды совершил 87 боевых вылетов. В составе оперативной группы на Сталинградском фронте произвел 15 боевых вылетов на уничтожение живой силы и техники противника. В Северной группе совершил 15 боевых вылетов по уничтожению материальной части самолетов и вывода из строя аэродромов противника. На Северо-Западном фронте летал на уничтожение эшелонов противника, железнодорожных узлов и станций Орел, Ржев, Витебск, Смоленск, Невель, Ново-Сокольники, Сычевка, Вязьма, Брянск, Рославль, Жуковка; на разрушение аэродромов противника Коровье Село, Рельбицы, Кресты, Гривочки. Всегда при любых условиях приводил экипаж точно на цель и, несмотря на сильное противодействие противовоздушной обороны, правильно маневрируя, успешно поражал цель. Дисциплинирован. Пользуется заслуженным авторитетом среди личного состава подразделения. Материальную часть бомбардировочного и стрелкового вооружения самолета Ил-4 знает и грамотно ее эксплуатирует. По специальности подготовлен хорошо. Летает в любых условиях дня и ночи. Делу партии Ленина-Сталина и Социалистической Родине предан. За успешное выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленное при этом мужество и отвагу представляю тов. Кутумова к правительственной награде – ордену Ленина (награжден орденом Красного Знамени; наградной лист от 31.03.1943 г.).
Тов. Кутумов на фронте борьбы против германского фашизма участвует с 13 августа 1942 г. За время Отечественной войны сделал 152 боевых вылетов ночью в составе авиации дальнего действия. Летал в составе экипажа старшего лейтенанта Шевелева, дважды награжденного орденом Красного Знамени, стрелка-радиста сержанта Бондарец, награжденного орденом Красного Знамени, и воздушного стрелка младшего сержанта Лихогляд. Летал на разрушение железнодорожных узлов, станций и уничтожение эшелонов с войсками и техникой: Орел, Гомель, Брянск, Смоленск, Витебск, Рославль, Ржев; на вывод из строя аэродромов и уничтожение материальной части самолетов противника: Кресты, Сеща, Брянск, Клинцы, Олтуфьево, Орел. Произвел один боевой вылет на полный радиус действия самолета Ил-4, бомбардируя военно-промышленный объект Германии – Варшаву. Участник героической защиты г. Сталинграда, где 16 раз летал бомбардировать скопление живой силы и техники, сконцентрированной на подступах к нему. За отличное выполнение боевых заданий командования правительство отметило его боевую работу и наградило медалью «За оборону Сталинграда». Участвовал в оперативной группе, базирующейся на Севере, которая имела задачу парализовать действие вражеской авиации и вывести из строя аэродромы. Летал бомбардировать аэродромы противника Утсйоки, Алакуртти, Рованиеми, Кемиярви (Финляндия). Полеты проходили в трудных метеоусловиях Заполярья. Несмотря на это, старший лейтенант Кутумов, приложив все свое умение, всегда точно выходил на цель и бомбардировал ее. За отличное выполнение боевых заданий командования награжден орденом Красной Звезды и Красного Знамени. Тов. Кутумов после последнего награждения произвел 50 боевых вылетов по железнодорожным узлам Витебск, Орел, Смоленск, Вязьма, Ново-Сокольники, Невель, Гомель, Шахова, из низ 15 боевых вылетов на уничтожение живой силы и техники противника на Орловском и Брянском фронтах. На уничтожение узлов сопротивления на Волховском фронте в районе станции Мга произвел 14 боевых вылетов. Имеет общий налет на всех типах самолетов 864 часа, из них ночью 568 часов. Командованием полка экипажу Шевелева и штурману Кутумову в большинстве полетов ставилась задачи одновременно с бомбардированием цели фотографировать ее. Эту задачу в части они выполняли первыми. Благодаря умелому использованию техники произвел 12 фотоснимков. В полете 16 августа 1943 г. на узле сопротивления в районе Славянка (станция Мга) экипаж был атакован вражеским истребителем Ме-110, самолет получил сильное повреждение, радист и стрелок были ранены. Экипаж, преодолев препятствие противника, умелым маневром ушел от истребителя. Выполнив задание по основной цели, из-за невозможности продолжать полет на побитой матчасти произвел посадку на ближайший аэродром. Все боевые задания командования выполняет успешно. Летать любит. Как штурман, по своей специальности подготовлен хорошо. Отлично овладел самолетовождением ночью при помощи радионавигации. В полетах хладнокровен. В своих навигационных расчетах уверен. Не имеет случаев потерь ориентировок. Много работает над повышением своего теоретического уровня. Политически развит хорошо. Морально устойчив. Делу партии Ленина-Сталина и Социалистической Родине предан. За успешное выполнение боевых заданий командования и проявленное при этом мужество и отвагу представляю тов. Кутумова к правительственной награде – ордену Ленина (награжден орденом Красного Знамени; наградной лист от 31.08.1943 г.).
Из семейного архива сестры, Сапаровой Нины Ивановны, г. Октябрьск Самарской области