Авинников Сергей Павлович
Родился 17 сентября 1916 г. в с. Устье Козловского уезда Тамбовской губернии.
Призван в РККА в 1937 г. Мичуринским РВК Тамбовской области. Член ВЛКСМ с 1938 г. Окончил военную авиационно-техническую школу в г. Вольск Саратовской области в 1940 г.
Член ВКП(б) с 1943 г.
В годы войны, как техник, относился к Юго-Западному, Северо-Кавказскому, Карельскому, Забайкальскому фронтам. В ноябре 1944 г. служил в звании техник-лейтенант, в должности техник авиационного звена 773-го истребительного полка 1-й гвардейской смешанной авиационной Свирской Краснознаменной дивизии на Карельском фронте.
Умер 27 июня 1996 г. Похоронен в г. Самара.
Награды: медаль «За боевые заслуги» (дважды), медаль «За оборону Советского Заполярья», орден Красной Звезды, орден Отечественной войны II степени.
Наградные листы:
За время боевых действий подразделения тов. Авинников показал себя как один из лучших техников, всегда обеспечивающий бесперебойную работу своего самолета. Его самолет сделал 120 боевых вылетов без отказа материальной части. Три раза его самолет был сильно поврежден в воздушном бою и все 3 раза тов. Авинников возвращал его в строй. В декабре 1941 г. его самолет пришел с боевого задания настолько поврежденным, что требовался средний заводской ремонт. Тов. Авинников сам со своими товарищами через 3 дня ввел самолет в строй, проделав громадную работу: заменил гидро-, водо-, масло- и бензобаки, отремонтировал центроплан, заменил рули управления и др. В последний раз в марте 1942 г на самолете тов. Авинникова надо было заменить мотор. Несмотря на метель, холод мотор был заменен за 3 дня. Тов. Авинников работает самоотверженно и добросовестно. Не было ни одного случая, чтобы его самолет не вылетел на боевое задание по его вине. За самоотверженную работу тов. Авинников достоин правительственной награды – медали «За боевые заслуги» (наградной лист от 2.05.1942 г.).
Находясь на Карельском фронте с 15 мая 1944 г., принимал активное участие в боевых действиях с немецкими войсками на Свирском, Сортавальском, Ухтинском направлениях и в боях по освобождению Советского Заполярья. Исполняя обязанности техника звена, своей неутомимой энергией и руководством обеспечил в звене 343 боевых вылета без единого отказа материальной части как на земле, так и в воздухе. Не считаясь с отдыхом и здоровьем, работал в течение всех суток, сумел в самые напряженные боевые дни обеспечить и провести полностью положенные регламентные работы на моторах и самолетах, тем самым способствовал сохранению материальной части. В ночных условиях приобрел опыт и научил подчиненный технический состав работать в любое время суток. 15 июля под руководством Авинникова было организованы снятие и постановка нового мотора на самолете «Аэрокобра». Смена призведена за 2 часа 30 минут вместо 8 часов по норме. 19 июля под его же руководством была организована еще одна замена мотора за 4 часа вместо 8 часов. 22 июня от сильного зенитного огня противника самолет летчика Иванова был подбит, выведена из строя хвостовая часть фюзеляжа, киль, стабилизатор, повреждены рули управления и маслобаки. Самолет требовал ремонта в мастерских, но тов. Авинников умелым, опытным глазом оценил работу и, руководя ей сам, за 38 часов произвел полный ремонт и с отличным качеством ввел самолет в строй. 29 июня зенитным огнем противника подбит самолет летчика Ефимова, повреждена левая плоскость и пробит левый бензобак. Тов. Авинников своими силами с хорошим качеством в условиях ночи ввел самолет в строй за 18 часов вместо положенных 30. В 1942 г. тов. Авинников за обслуженные свыше 100 самолето-вылетов без отказа матчасти был награжден медалью «За боевые заслуги». За руководство и обслуживание 343 боевых вылетов в звене, хорошую организацию в восстановлении поврежденных в боях самолетов представляю к правительственной награде – ордену Красной Звезды (наградной лист от 30.10.1944 г.).
Материал предоставил внук, Авинников Роман Юрьевич