Никитин Максим Петрович
Родился Максим Петрович Никитин 28 июля 1917 г. в селе Старое Обошино (село находилось на территории нынешнего Сергиевского района Самарской области). Военную службу начал еще до начала Второй мировой войны в Забайкалье. На передовую его отправили в числе первых еще в мае 1941. Служил он в сухопутных войсках рядовым стрелком в составе 9-й стрелковой роты 416-го стрелкового ордена Богдана Хмельницкого полка 112-й стрелковой дивизии. Защищал города Бобруйск, Рогачев, Речицу, Жлобин, Гомель. Трижды с боевыми товарищами Максим Никитин попадал в окружение и трижды с боями выходил из них, вынося с собой раненных бойцов.
19 августа 1941 года он попал в плен. «Потери в годы войны были страшными, – делился воспоминаниями с учителями антоновской школы Максим Петрович еще при жизни. – Во время одного боя у какой-то речушки рядом со мной разорвалась граната, и меня ранило в ногу. Пока хватало сил, шел, но вскоре от большой потери крови потерял сознание. Очнулся от удара в бок немецким солдатом. Вокруг лежали тела наших бойцов. Очевидно, они несли меня, пока не наткнулись на фашистов. Так я оказался в сборном лагере недалеко от Кобрина в Белоруссии. Смертность здесь была очень высокая. Пленные, которые могли передвигаться, хоронили умерших бойцов. Никаких лекарств не было. Помимо голода и ран, людей косил тиф».
Все время, пока Максим Никитин находился в лагере, его не покидала мысль о побеге. Силы для этого ему придала полученная в феврале 1943 года весть о разгроме немецких войск под Сталинградом. «Я работал на заготовке дров в лесу и в один из дней скрылся в кустах и бросился бежать, – рассказывал ветеран, – За спиной звучали выстрелы, но я не останавливался». 18 дней боец пробирался к своим, на девятнадцатый его постигла неудача. Полиция обнаружила сбежавшего, и он был страшно избит, после чего Максима Никитина отправили в концлагерь «Гросс Розен» в Польше.
«Лагерь был обнесен колючей проволокой, по которой был пропущен электрический ток высокого напряжения, – вспоминал ветеран. – По углам возвышались сторожевые вышки с пулеметами и прожекторами. Я работал на каменоломнях. О побеге тогда мечтали все военнопленные, и вот однажды один из наших, решив бежать, ночью спрятался в каменоломне. По возвращении в лагерь нас пересчитали и, не досчитавшись одного, в наказание продержали трое суток под ноябрьским дождем стоя. Кто падал, оттаскивали в сторону и увозили в крематорий. Всего тогда погибло 80 человек».
Максима Петровича несколько раз перевозили из одного лагеря в другой. Ему пришлось побывать и в Польше, и в Австрии, и в Чехословакии. «И все это время я и мои товарищи думали о побеге, – рассказывал ветеран. – Группа узников однажды выпилила в полу квадрат и стала ждать удобного момента. Один из пленных летчиков не выдержал и попытался уйти, но его отправили в лагерь смерти Дахау. Позже от отчаяния один из заключенных бросился на колючую проволоку. Завыли сирены, немцы подняли тревогу, и мы – я и еще 4 человека, воспользовавшись суматохой, через подкоп сумели выбраться из лагеря. Вскоре началась погоня с собаками. Мне с одним товарищем удалось перебраться через речушку и скрыться, а троих загрызли собаки».
Не зная куда идти, почти месяц уцелевшие бойцы двигались на восток, домой. В январе 1945-го на них наткнулась советская полковая разведка. Полуживых бойцов доставили к своим. После проверки и лечения в медсанбате Максим Никитин вновь отправился на фронт. И вновь кровопролитные бои, в одном из которых под Бреславлем 3 марта 1945 года он получил осколочное ранение. Победу встретил в госпитале.
За мужество в боях Максим Петрович был награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», орденом Отечественной войны II степени. А приказом от 8 апреля 1945 года 112 стрелковой краснознаменной ордена Суворова дивизии №024/Н действующей армии под грифом «Секретно» написано: «От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР, за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленную при этом доблесть и мужество награждаю медалью «За отвагу» рядового Никитина Максима Петровича, стрелка 9-й стрелковой роты 416-го стрелкового полка. Полковник Жуков».
Максим Петрович Никитин скончался в 1987 году.
По материалам газетной статьи: Хлиманкова Л. Награда нашла героя: Медаль «За отвагу» нашла своего героя спустя десятки лет // Сергиевская трибуна. – 2016. – 2 нояб. – С. 4.
