Никонов Евгений Александрович
Герой Советского Союза Евгений Никонов родился 18 декабря 1920 года в селе Васильевка Ставропольского района Куйбышевской (ныне Самарской) области в крестьянской многодетной семье (4 детей: 3 мальчика и девочка). Отец – Александр Федорович – участник двух войн: Первой мировой и Гражданской. Воевал в дивизии под командованием В.И.Чапаева. Имеет ранения.
Мать и младший братишка умерли от голода в 20-е годы. Отец, женившийся вторично, умер от полученных ранений в 1924 году. За детьми присматривал дядя. Евгению пришлось рано повзрослеть: с шести лет он начал работать в колхозе подпаском. В 1929 году пошел в Васильевскую школу, а в 1931 году один переехал жить в Нижний Новгород, где строился автозавод. А дома опять случился голод, и Евгений пригласил к себе брата и сестренку. Евгений закончил в Сормово 7 классов школы и фабрично-заводское училище, работал сначала учеником токаря, затем токарем на заводе по производству артиллерийских орудий.
В ноябре 1939 года Евгений призван на службу в ряды РККА. В заявлении он указал, что очень хочет служить в морском флоте. С 23 ноября он проходил обучение в Кронштадском учебном отряде Балтийского морского флота на артиллерийского электрика, проходил практику на лидере эсминцев «Минск» торпедным электриком, куда и был зачислен после окончания обучения 21 декабря 1940 года. И навыки токаря пригодились: во время ремонта лидера, приходилось Евгению работать на токарном станке. Евгений Никонов считался на корабле одним из лучших матросов.
Лидер эскадренных миноносцев «Минск» и его экипаж с первых дней Великой Отечественной войны принимал участие в боях. В августе 1941 года немецкие захватчики рвались к столице Эстонии Таллину, на подступах к которому завязывались кровопролитные бои. Экипаж лидера «Минск» был снят на берег для обороны города и вошел в состав сводного отряда обороны главной базы Балтийского флота.
19 августа 1941 года у небольшого поселка Кейла на подступах к Таллину, балтийцы вступили в бой с противником. Никто не заметил, как в тыл отряда просочилась группа немецких автоматчиком. Перевязывая руки раненому бойцу, Евгений увидел в придорожных кустах грязно-зеленые мундиры. С несколькими бойцами он бросился на врага. Немцы отступили, но силы были неравными. Атаки то и дело возобновлялись, пришлось отойти. Немцы заняли хутор Харку. К вечеру на стороне противника было замечено оживление. Послышался гул танковых моторов. Командир решил разведать силы и замысел противника. По его приказу трое матросов во главе с Евгением ушли в ночь. Прошло три часа. Неожиданно на немецкой стороне раздались выстрелы, разрывы гранат. И вскоре вновь стало тихо.
Разведчики, собрав нужные сведения, возвращались в отряд, но были обнаружены вражеским дозором, в бою двое из них погибли, Евгений долго отстреливался, но осколком гранаты был тяжело ранен и потерял сознание. Когда матрос пришел в себя, гитлеровский офицер приступил к допросу. Его интересовали сведения о численности отряда, о частях, защищавших Таллин, где проходит линия укреплений. Никонов молчал. Повторяя вопросы, офицер добавлял, что матросу сохранят жизнь, если он все расскажет. Никонов молчал, презрительно усмехаясь. Тогда его стали избивать и пытать. Гитлеровцы кололи его тело штыками, вырывали волосы, тыкали в лицо горящими сигаретами. Но ни слова не произнес боец. Взбешенный упорством пленника, немецкий офицер приказал сжечь матроса живым. Его привязали к дереву, под ноги разложили сухой хворост, облили бензином и подожгли. Никонов по-прежнему молчал. Уже теряя сознание, он из последних сил крикнул: «Товарищи, отомстите!». Это крик был услышан. Моряки схватились за оружие и по приказу командира «Приготовиться к атаке», стремительно бросились на врага. Штыковым ударом смяли фашистов и заняли хутор. Бойцы содрогнулись, когда увидели открывшуюся перед ними картину на окраине хутора: с выколотыми глазами, истерзанное во время пыток тело местами обуглившееся, привязанное к дереву телефонным кабелем, в окровавленной и обгоревшей тельняшке. В траве у костра лежала бескозырка. Бойцы узнали: «Никонов». Они бережно сняли тело, похоронили у хутора Харку и над его могилой поклялись беспощадно истреблять фашистов. Нашли тела и других разведчиков. Захваченные в плен немцы рассказали подробности гибели Евгения Никонова.
Политрук Григорий Шевченко, находившийся в отряде, отбившем тела погибших моряков, и опознавший Никонова, в том бою был тяжело ранен в ногу, перенёс ампутацию, долго скитался по госпиталям. Его донесение о подвиге Никонова погибло в море. Но он был не единственным, знавшим о подвиге. Уже в 1941 году на кораблях Балтийского флота появилась листовка, нарисованная фронтовым корреспондентом, с изображением казни неизвестного матроса – «Запомни и отомсти!». Весной 1943 года листовка попала в руки Шевченко, благодаря которому и стало известным имя героя. 19 апреля 1943 года вышел Приказ командующего Краснознаменным Балтийским флотом о присвоении первому торпедному аппарату лидера «Минск» имени Евгения Никонова, установить на нем мемориальную доску и навечно внести в списки экипажа корабля имя отважного моряка.
В 1956 году Горьковский обком комсомола обратился с ходатайством о присвоении Евгению Никонова звания Героя Советского Союза посмертно. 3 сентября 1957 года указом Президиума Верховного Совета СССР звание было присвоено.
Именем Евгения Никонова были названы улицы в Таллине, Горьком (Нижний Новгород), Тольятти. Имя героя присвоено тральщику дважды Краснознаменного Балтийского флота, на котором проходили срочную службу ребята из села Васильевка Ставропольского района Куйбышевской области.
В 1992 году, после того, как эстонские националисты надругались над могилой Никонова в Таллине (перезахоронен из хутора Харку в марте 1951 года), ветераны войны села Васильевка и города Тольятти вышли с инициативой привезти прах героя на родину. Останки были доставлены в речной порт Нижнего Новгорода, откуда на бывшем тральщике «Евгений Никонов», приписанном к тольяттинскому клубу юных моряков, доставлены в Тольятти. 8 мая 1992 года Евгений Александрович обрел покой в родной Васильевской земле. 9 мая 1994 года на могиле был открыт памятник Евгению Никонову.
Материалы предоставила Яковлева Ольга Владимировна, Васильевская сельская библиотека Ставропольского района Самарской области
