Феронов Михаил Варфоломеевич
Родился 21 ноября 1914 года в станице Темиргоевская Краснодарского края. В июне 1940 г. был призван из Ташкента для прохождения службы в Красной Армии. Служить сначала попал стрелком в 32 запасной стрелковый полк, а с августа 1940 – в 40 отдельный мот-понтонно-мостовой батальон, куда-то под Ленинград. Когда началась война, сразу оказался на фронте. Старший сержант. Оружейный мастер. Его понтонно-мостовой батальон (в/ч 26526) наводил переправы. Получилось, что в 1943 году старший сержант Михаил Варфоломеевич Феронов участвовал в освобождении Орла и Белгорода (Россия), Харькова, Черкассов (Украина). В 1944-м участвовал в разгроме Корсуньсковской группировки фашистских войск (Украина), получил за это медаль «За отвагу», освобождал города Фошкани, Рымнику-Сэрат, Клут (Румыния), Сегед (Венгрия). В декабре 1944 г. ему была объявлена благодарность за форсирование реки Дунай. В 1945 г. освобождал г. Будапешт (Венгрия), впоследствии его наградили медалью «За взятие Будапешта», города Комарно, Новые Замки, Глоговец, Сенец, Трнавы, Братиславу (Чехословакия). 9 апреля 1945 г. после форсирования р. Моравы часть оказалась в Австрии. Здесь они и встретили Победу. Демобилизовался в 1945 г.
После демобилизации он вернулся в Темиргоевскую, к матери и братьям. 13 июля 1946 г. женился на Еськовой Полине Семеновне. Михаил Варфоломеевич работал слесарем в автороте №9 (объявлена благодарность за хорошую работу от 2 февраля 1947 г.). Потом они с женой уехали в Челябинск. С 1949 года и до пенсии они оба проработали на Челябинском тракторном заводе. Оба ветераны труда ЧТЗ. Михаил в 1956-1959 годах закончил Челябинский машиностроительный техникум по специальности «монтаж и ремонт промышленного оборудования», ему была присвоена квалификация техника-механика. Детей не было. Все время находил себе какое-то занятие кроме работы. Член КПСС с 1947 г., вел на заводе марксистко-ленинский кружок, занимался фотографией. Умер 7 ноября 2010 г. Он не любил рассказывать про войну, но в годы войны он вел дневник, куда записывал события и впечатления о прошедшем дне.
Из Дневника Михаила Варфоломеевича Феронова: «1944 г. Действующая армия. Как ни странно, но вот уже несколько раз принимаюсь писать дневник и всегда, как говорят, бросаю по уважительной причине. На сей раз приходится то же начинать с начала, потому что старые записи потеряны. Но пока еще свежо в памяти, думаю вспомнить и записать вкратце хотя бы основные моменты, которые помню за 1944 г.
1944 год. Новый год встречаем в районном центре, вернее около районного центра Золотолоша в селе Коробилька. Держим переправу в районе Кедина Гора через Днепр под Черкассами. Оттуда двигаемся в город Кременчуг. В Кременчуге не помню точно стояли или с неделю или две на отдыхе, после чего двигаемся на станцию Цибулево за Днепр. Задания пока батальон не имел. Мне поручено доставлять бензин во время движения части и после, пока не снимут. За бензином приходилось ездить в Пятихатку, Александрию, Знаменку. Со стоянки Цибулево две роты ушли на задание, ибо ехать почти невозможно из-за грязи. После продолжительного стояния около месяца или больше , но в общем в марте месяце прибыли на ст. Цветково и остановились в селе Бурты в 5 километрах. Участвовали в ликвидации Шевченко-Корсуньской группировки противника в районе Ольшана. После ликвидации окружения получаем задание двигаться с парком на Умань и дальше на Днепр. Первой выезжает вторая рота. Через несколько дней выезжает первая рота, в которую зачислен и я. Грузимся на эшелон на станции /Сатаевка?/. Вторая рота поехала своим ходом и застряла в грязи и ожидает трактора для буксировки машин. Таким образом, первым эшелоном едем мы. В Умане? Разгружаемся и едем на Днестр в город Ямполь. Маршрут таков: Христиновка, Гайсин, Тульчик, Волкярка, Тамашполь, Ямполь. До Волкярки машины пришлось тащить чуть ли ни на себе, но уж от Волкярки пошла замечательная каменная дорога, замечательная только потому, что на ней не сядешь на демфик, а если разобраться, так и эта дорога так себе. В Ямполе задания не дали, как будто опоздали прибыть говорят. Остановка пока что Ямполь.
С Ямполя меня направляют за бензином и опять в Умань. Как вспомнишь о дороге предстоящей, так и за голову схватишься. Еду с двумя бензовозами, дали помощника Ваську Суляева, сержанта. В Волкярке встретил свою вторую роту. С ними майор Яковлев и майор Колесников. Приказали мне с получением бензина направить один бензовоз в первую роту, а со вторым мне лично ехать к ним по маршруту на Балту. На обратном пути Суляева с Кагакиным направил в Ямполь, сам двигался на Балту с Ванюшкой Сверчуком. Догнал их не доезжая Балты 20 километров. Едем на Днестр в городишко Ташлык по маршруту Рыбница, Дубоссары, Григориополь. В Ташлыке держим паромную переправу через Днестр. Бомбят здорово, налетало до 50 тук. Несколько человек у нас ранило. Лейтенант Фомин утонул при переправе танков, утопили два парома от бомбежки и артобстрела. С Ташлыка была командировка мне в Первомайск за бензином, ехал через Котовск. Май отпраздновали в Ташлыке, затем числа 8-9 выехали по маршруту Рыбница ,Флорешта, Бельцы, ст. Яблонь и остановились около реки Крунг (Прут?-неразборчиво, на карте нет) в селе Мирино-До…..яска (неразборчиво). На наше место в Ташлыке заступила бригада 3-го Украинского фронта, которая, как после говорили, потеряла там свой парк так же как и мы, но у нас часть уцелела, только та, которая была на переправе у Рыбницы. Ну здесь по всей вероятности остановились надолго. Я больше месяца жил в городе Бельцы, получая бензин и отправляя в часть.
12.08.44 г. После продолжительной стоянки в Марино-До….яске наконец то тронулись к переднему краю. Двигаемся под Яссы и останавливаемся в 18 километрах от Яссы в селе Проболта. Задача - строить мост на речке Жига. Делаем полную заготовку мостов на месте. Пропал весь виноградник, в котором мы расположились.
15.08.44 г. Задание закончено раньше назначенного срока. Свой парк сгрузили и погрузили на свои машины при готовом мосте. 1
6.08.44 г. Сегодня у меня большая радость, от Гали получил в подарок бумаги для писем и как раз в такой момент, когда у меня нет ни листа и достать негде. Эта Галя вероятно замечательная девушка, придется ли только с ней встретиться или нет? 19.08.44 г. Противник с перерывами почти весь день бомбил и обстреливал наш передний край. Затем перебрасывал артогонь на дорогу и на нашу стоянку. Роты из под обстрела были выведены, нам пришлось быть у машин. Ночь спать почти не давал, но я все же выспался. 20.-08.44 г. Встал рано, часов в пять. Солдаты и весь состав, говорят, не спал всю ночь и поэтому все на ногах. Как были разговоры сегодня мы должны идти в наступление, но когда еще не известно. Вдруг в 6 часов заиграла «Катюша» и в тыл им начала бить артиллерия всех видов и калибров».
Из семейного архива Кулумаевой Д.Б., с. Воскресенка Самарской области. Передано через сотрудников детской библиотеки-филиала №22 г. Самара